История ВМХ в кратком изложении.
Вело мотокросс или сокращенно ВМХ зародился в 60-х годах прошлого века в Калифорнии. Казалось бы, 60-е, люди в космос
стали летать, а тут повальное, вполне земное увлечение - мотокросс - становится популярным видом спорта.
Эпидемией мотокросса охвачены все от мала до велика. Мотоцикл, даже самый захудалый становится неотъемлемой частью
почти каждой семьи. Проводится масса соревнований - зрелищных и многолюдных по тем временам. Дети и подростки
естественно к таким соревнованиям не допускались: им оставалось завидовать и мечтать поскорее дорасти до возраста своих
кумиров. Участвовать в соревнованиях по мотокроссу хотели все. А вот возможности имел далеко не каждый. Очень скоро
был предложен очень простой выход: особо не задумываясь копировать всё из мотокросса - трассы, обмундирование, правила
соревнований и даже дух гонок. Отличие было небольшое, но очень заметное. Трассы стали меньше, а вместо мотоциклов
использовались самые обычные велосипеды. Надо ли говорить о том, что подвижниками веломотокросса стали те, кто грезил
кумирами мотокросса и хотел в чем-то быть похожим на них. Место для трасс найти было несложно - пустыри недалеко от
жилых домов. Денег на этот юный спорт тратить не надо, так как у каждого из подростков уже был велосипед. Зато
построить трассы самостоятельно считалось очень престижным. Очень скоро ВМХ становится сверх популярным. Тогда же
стали проводиться первые любительские соревнования. В начале 70-х была основана ВМХ федерация. С тех пор стали
проводиться официальные соревнования по ВМХ, так называемые bmx racing. Постепенно потерпел изменения и сам
велосипед: он приобрёл 20-ти дюймовые колёса и высокий руль, что позволяло с максимальной эффективностью проходить
трассы.
За десять лет этот спорт распространился на всех континентах. Первые соревнования в Европе прошли в 1978 году. В апреле
1981 года была основана международная федерация ВМХ. Первый чемпионат мира прошёл в 1982 году.
При такой популярности и скорости развития ВМХ приобрёл статус уникального спорта. С 1993 года ВМХ был принят в
международный союз велосипедистов - UCI.
Сейчас основные центры развития ВМХ находятся в США, Европе и Австралии. В последние годы снова наблюдается бум
ВМХ в США. С 1997 года в США ВМХ-велосипедов было продано больше, чем всех вместе взятых - куда больше чем горных
велосипедов. Такой же рост популярности ВМХ наблюдается в Европе и Австралии.
ВМХ интегрировался в 43 национальные велосипедные федерации разных стран. Помимо всего этого существует ещё десяток
независимых ВМХ - федераций. Всего же в мире официально зарегистрировано 60000 гонщиков ВМХ.
Однако вернемся домой, в Россию, где ВМХ присутствует уже десять лет. К сожалению, сказать, что дисциплина эта
достаточно развита, по-прежнему нельзя. Ведь семь лет ВМХ развивался в кроссовом направлении. Настоящие фристайловые
велосипеды появились только в 1998 году, а первые соревнования состоялись в 2000 году, в программе выступления одной
цирковой группы. После этого понемногу пошло развитие некроссовых направлений, но, скажем так, школа пока крайне
слаба. Главную инициативу по строительству ВМХ стадионов взял на себя Валерий Павлович Никифоров. Конечно,
потребуется время, для того чтобы движение набрало полный ход. А пока копится необходимый опыт, занимаемый в зарубежных поездках и видеоматериалах, проводятся соревнования, завозятся хорошие велосипеды. А главное - есть кому кататься.
В начале 1908-х годов нашлись особо продвинутые байкеры, которые поняли, что ограничивать себя привычными моткороссывыми трассами. Вызрело решение попробовать кое-что новое. Так со временем выделился отдельный стиль - dirt-jumping (прыжки в грязи), или земляные трамплины, на которых и прыгали - всё вышё и выше. На этом приверженцы новизны не остановились. Напрыгавшись вдоволь, они стали отпускать руки и ноги и выбрасывать их под разными углами в стороны, или по старинке копировали аналогичные трюки из мотокросса. Самые отчаянные стали крутиться не только вокруг своей оси, но и через голову.
Была только одна небольшая неувязка: валяться в грязи нравилось далеко не сем. Видимо, некоторых байкеров душила черная зависть к роллерам и скейтбордистам, которые катались в чистенькой красивой одежде в специальных парках. Решив, что они ничем не хуже, "двухколёсные маньяки" массовое вытеснение упомянутых роллеров и скейтеров путём внедрения в их среду и катания в их излюбленных местах. Таким образом, возникли ещё два направления - street (то есть катание по перилам, трамплинам и всему остальному, что попадется под руку)
, и vert ( верт - катание в рампах). Пришлось соответственно, немного переоборудовать велосипед. Для начала прикрутили к осям колёс металлические штыри - пеги (pegs), на которых байкеры скользили по перилам и прочим, немыслимым для нормального человека поверхностям.
Однако всё ещё оставались люди, не удовлетворённые тем, что придумали до них. И вот в один прекрасный день кто то встал ногами на пеги и проехал на заднем колесе. Первооткрывателю, вероятно, этот процесс принёс неземное удовольствие, так как в скоре был изобретен самый "ужасный" вид катания - flatland (флэтлэнд). Его основу составляет умение держать равновесие на велосипеде в любом положении и при помощи любого числа конечностей. При этом флэтлэндеры умудряются не только держать равновесие, но и крутить вертеть велосипед вокруг себя всеми возможными и невозможными способами. Ни в каком другом виде катания на велосипеде, да, пожалуй, и вообще на любом колёсном аппарате, нет такого количества всевозможных трюков и их вариаций, как во флэтлэнде. Вершина мастерства - умение делать из трюков связки. То есть, не касаясь ногами земли, сделать как можно большее количество этих трюков подряд, переходя из одного в другой.
Флэтлэндовые байки отличаются короткой рамой, обязательным наличием ротора, и более толстыми пегами. Все эти направления велоискусства стали называться одним словом -фристайл- и с сами ВМХ имеют лишь весьма относительное родство. Выступления по фристайлу входят в состав X-Games.
|